Юг России и Северный Кавказ активно переводят транспорт на газомоторное топливо

Юг России и Северный Кавказ активно переводят транспорт на газомоторное топливо

ТАСС, 31 октября. Юг России и Северный Кавказ вышли в лидеры по использованию газомоторного топлива — в ряде регионов на него уже перевели большую часть общественного транспорта, владельцы личных автомобилей также все чаще отдают предпочтение этому виду топлива.

По мнению опрошенных ТАСС экспертов, перевод транспорта на газ мог бы идти еще быстрее, если бы не ряд препятствий: в крупных городах строить газовые заправки сложно из-за близости жилья, а в горных районах использование газа в качестве моторного топлива обходится дороже из-за природных условий.

Согласно решению правительства РФ, к 2020 году в российских городах-миллионниках на газомоторное топливо должно быть переведено до 50% общественного транспорта и муниципальной техники. В городах с численностью населения более 300 тысяч — до 30%, а в населенных пунктах свыше 100 тысяч человек — до 10%.

Существенная выгода

По данным Минэнерго РФ, в прошлом году объем реализации природного газа в качестве моторного топлива в СКФО и ЮФО составил 208 млн кубометров (всего по России — 535 млн). Предпочтение газомоторному топливу отдают как предприятия общественного транспорта, так и частные автовладельцы.

Как сообщил доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Иван Капитонов, всего в России сегодня эксплуатируется более чем 2 млн автомобилей, работающих на газомоторном топливе. «Что касается их распределения по регионам, большее число таких автомобилей и заправочных газовых станций в южных регионах — они более газифицированы…, чем северные», — сказал Капитонов ТАСС.

В северокавказских регионах на газомоторное топливо активнее всего переводится общественный транспорт. Например, по данным Госкомитета по транспорту и связи КБР, на конец 2016 года природный газ в виде топлива использовало около 30% всего транспорта, в том числе более 8 тыс. автобусов — около 80% от их общего количества. «Сейчас даже сельскохозяйственную технику переводят на газ. Это выгодно — дешевле, и двигатель дольше работает», — подтвердили ТАСС в Министерстве промышленности и торговли КБР.

В 2016 году реализация сжатого природного газа в КБР выросла на 16,5% по сравнению с предыдущим годом, и сейчас республика занимает второе место в СКФО по этому показателю после Ставропольского края. При этом перевозчики, работающие на транспорте с газомоторным топливом, имеют преимущества при заключении контрактов на пригородные межмуниципальные маршруты, что еще больше стимулирует бизнес перевести автопарк на природный газ.

В Дагестане транспорт, в том числе общественный, переводится на газ без какого-либо государственного вмешательства, утверждают в республиканском Минтрансе. «Среди собственников пассажирского транспорта более популярен компримированный природный газ (сжатый газ — прим. ТАСС), его стоимость сегодня 11–12 рублей. Легковой транспорт чаще всего переводится на сжиженный нефтяной газ, стоимость которого на сегодня 18–19 рублей за литр. Экономия (по сравнению с бензином — прим. ТАСС) — в 2–3 раза», — сказал ТАСС представитель министерства.

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) в качестве моторного топлива для автобусов используют в Чеченской Республике — на него перевели 204 из 225 работавших на бензине автобусов госпредприятия «Чеченавтотранс», которое занимается пассажирскими перевозками внутри региона. «Перевод на СУГ делается в целях экономии финансовых средств…, соблюдения экологических требований и уменьшения негативного воздействия выхлопных газов на окружающею среду. Экономический эффект от работы на СУГ на одном автобусе в среднем за год составляет 39 тыс. рублей», — сообщил ТАСС представитель республиканского Министерства транспорта и связи. Он добавил, что в настоящее время более 60% техстанций республики получили разрешения на установку газового оборудования.

Субсидии в помощь

Переводу транспорта на газ способствуют субсидии государства, преимущественно на приобретение транспорта. Например, как указывают в администрации Краснодарского края, в регионе «приобретение автобусов на газомоторном топливе стало более доступно с учетом субсидии из федерального бюджета производителям автомобильной техники».

По данным регионального Минтранса, сейчас на пассажирских маршрутах Кубани работает около 1 тыс. автобусов на сжиженном газе, 70 из них приобретены в этом году. В Волгоградской области с использованием средств субсидий приобретено 130 автобусов на газомоторном топливе, в Ростовской области — 140 таких автобусов.

В Севастополе технику на газомоторном топливе приобретают по программе некоммерческого лизинга — 115 автобусов уже закуплены, до конца 2020 года поступит еще 150. «Сейчас запланировано строительство автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, которая обеспечит заправку этих автобусов. Кроме того, планируется в 2018 году приобрести в лизинг один передвижной газовый заправщик», — сообщили ТАСС в департаменте транспорта Севастополя.

Заправок будет больше

Крупнейшими инвесторами строительства газозаправочных станций на Юге и Кавказе являются ООО «Газпром газомоторное топливо» и ПАО НК «Роснефть». Как сообщили ТАСС в структуре «Газпрома», ЮФО сегодня занимает третье место в РФ по количеству действующих автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) этой компании — на территории округа расположены 37 заправочных станций суммарной производительностью 275,8 млн куб. м в год. «Этого объема достаточно для заправки более 20 тыс. автомобилей ежедневно», — отметили в компании.

До 2021 года сеть АГНКС «Газпром» на Юге планируется увеличить вдвое, отметили в компании. Только в Ставропольском крае, который входит в число приоритетных для «Газпрома» регионов по развитию рынка газомоторного топлива, действует 13 АГНКС, до конца года планируется ввести в эксплуатацию станцию в Кисловодске, а в 2018 году — построить две АГНКС в Ставрополе и курортном поселке Иноземцево.

«Строительство новых газозаправочных объектов «Газпром» на юге России позволит расширить существующие газомоторные коридоры между ключевыми южными центрами: Ставрополем, Краснодаром, Астраханью, Ростовом-на-Дону и Волгоградом, а также обеспечит природным газом автопарки крупнейших транспортно-логистических компаний, работающих на территории ЮФО», — прокомментировал представитель «Газпром газомоторное топливо».

«Роснефть» в 2018 году планирует построить две АГНКС в Ингушетии. По словам главы республики Юнус-Бека Евкурова, эти станции могут быть открыты уже весной. «По этому вопросу (развитию рынка газомоторного топлива — прим. ТАСС) начали реализацию двух проектов. Я думаю, что к весне следующего года мы уже будем иметь две заправки по газомоторному топливу», — сказал Евкуров ТАСС.

В КБР, где уже действуют восемь АГНКС, в ближайшие годы планируют построить еще столько же. При этом производить газозаправочные станции решили в самой республике. Как сообщили в Минпромторге КБР, местное ООО «Каббалкнефтегаз» уже завершило строительство завода по выпуску АГНКС. «Первый комплект модульной газонаполнительной станции производства ООО «Каббалкнефтегаз» был поставлен в Баксанский муниципальный район в сентябре», — сказал представитель министерства.

Трудности перевода

Однако перевод автотранспорта на более экологичное и дешевое топливо сталкивается и с рядом трудностей. В горных районах северокавказских республик его сдерживает естественная причина — разреженный воздух, пояснил Капитонов из РАНХиГС. «Переоборудование автомобилей в этих случаях будет стоить дороже, либо такое оборудование должно быть поставлено на заводе и должно быть адаптированным для работы в таких условиях», — отметил он, добавив, что, соответственно, в высокогорных районах возрастает стоимость газомоторного топлива.

В больших городах другие проблемы. Так, в Ростове-на-Дону, население которого превышает 1,1 млн человек, сегодня действует только две АГНКС (всего в регионе 11 газозаправочных станций). Как пояснил генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» Владимир Ревенко, строить новые заправки сложно из-за плотной жилой застройки — по действующим нормативам, расстояние от заправки до жилья должно быть не менее 100 м. «Логично было бы разместить такие заправки прямо на территории автотранспортных предприятий, но не везде это возможно из-за близости жилья. Это пожарно-охранная зона, она должна быть ради безопасности людей», — напомнил Ревенко.

Между тем, к 2020 году в Ростове-на-Дону необходимо перевести на газ более 840 автобусов, в то время как, по данным областного Министерства транспорта, общий автопарк работающих в городе транспортных предприятий составляет почти 1,7 тыс. единиц. «При среднем времени заправки одного автобуса 20–25 минут, существующих двух АГНКС недостаточно для исполнения распоряжения правительства РФ (о переводе 50% пассажирского транспорта на газ — прим. ТАСС)», — сказал ТАСС заместитель министра транспорта Ростовской области Сергей Ушаков.

По его словам, из-за недостатка АГНКС под вопросом оказывается и запланированное к ЧМ-2018 приобретение 200 новых автобусов, работающих на газомоторном топливе. В региональном Минтрансе считают целесообразным сократить эту цифру в четыре раза. «Увеличение количества приобретаемых автобусов на газомоторном топливе при отсутствии необходимого количества АГНКС приведет к невозможности их использования для транспортного обслуживания чемпионата, … а также в дальнейшем для обслуживания городских маршрутов», — пояснил Ушаков.

Недостаточное количество АГНКС остается главным препятствием и для массового перевода на газ личных автомобилей, убежден эксперт комитета ЖКХ и ТЭК Волгоградской области. «Чтобы увеличить спрос, соответствующие заправки должны быть в такой же мере доступны, как и заправочные станции с бензином. Но покупать дополнительное газовое оборудование станции не спешат, потому что это требует больших вложений, которые быстро могут окупиться только при большом количестве техники, использующей газомоторное топливо», — отметил он.

С ним согласен и Иван Капитонов из РАНХиГС. «Кто-то должен первым разорвать этот круг — либо автомобилисты или коммунальщики, которые будут покупать технику, и под них будут строиться автозаправки. Либо автозаправки, которые предварительно будут расширять свою сеть, которая сейчас крайне немногочисленна, и потом подтянутся, соответственно, автомобилисты и коммунальщики», — резюмировал собеседник агентства.

Источник: ТАСС

Новости СМИ2