Построить музей, чтобы гулять под водой

ТАСС 09:26

Построить музей, чтобы гулять под водой

"Бентос" под водой

Сохранить «Бентос» для гидронавта 1-го класса Юрия Браги стало делом жизни. А сначала была работа на этой лодке, название которой переводится с греческого как «глубина».

Причал в Балаклаве на набережной Назукина, рядом с которым собираются разместить музей, считается историческим: именно здесь зарождалась отечественная гидронавтика. И отсюда главный экспонат — спасенный «Бентос» — будет виден всем заходящим в бухту судам.

На останках «Принца»

Балаклавская бухта — одно из самых живописных мест Севастополя, в советское время здесь размещалась база подводных лодок. Всегда популярной бухта была и у туристов. Сейчас здесь планируется создать международный центр яхтенного туризма. 

«Место мы это выбрали потому, что это родина гидронавтики и ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения — прим. ТАСС), именно в этом месте был испытан и начал работу первый в СССР глубоководный подводный аппарат (камера Даниленко — прим. ТАСС). Одним из поводов создания ЭПРОНа послужила информация, что в 1854 году во время Крымской кампании у берегов Балаклавы затонул самый современный по тем временам винтовой пароход «Принц», гордость Великобритании, и что он якобы вез золото — жалованье англичанам, осаждающим Севастополь. Называли и «точные» сведения: 30 бочонков золота в английской и турецкой валюте. ЭПРОН начал активные работы по поиску «Принца» и золота», — поясняет он.

Поисками золота с «Принца» с 1926 года по совместному договору занялись сначала итальянцы, затем японцы, которые подняли всего семь золотых монет; четыре были отданы советской стороне.

«Перемыли груду песка, ила, нашли останки «Принца», но ничего не могли найти, кроме одежды теплой. Его назначение было привезти теплую одежду для войск — очень холодная осень и зима были тогда», — сказал Брага.

Но именно после этого в СССР начались активные подводные исследования. Позже ЭПРОН превратился в аварийно-спасательную службу флота, говорит Юрий Брага. Пока он рассказывает историю отечественной гидронавтики, мы все ближе подходим к той части набережной, куда совсем скоро перенесут «Бентос».

«Будет 12-метровая красота стоять — высотой с трехэтажный дом. Входящим и выходящим из бухты будет видно, что представляет собой такой необычный красивый аппарат. У нас сначала была идея «Бентос» на плаву оставить, но это оказалось очень сложно и дорого — надзорные органы, регистр, безопасность, чтобы вода не проникала. Сейчас ведем переговоры о том, как поставить аппарат на берег. В частности, есть краны 500-тонные автомобильные, они могли бы приехать сюда и «Бентос» поставить», — отмечает гидронавт.

Белая лодка невероятной красоты

Впервые Юрий Брага увидел «Бентос» во время службы на Черноморском флоте в Балаклаве и был поражен его красотой.

«В этом месте была казарма нашей войсковой части, где я служил водолазом-разведчиком. Я стоял на вахте, заходит белая красивая подлодка, она дошла сюда и стала у причалов, где стояли черного цвета военные подводные лодки. Видно, что она гражданская: все черные, а она белая. Она меня сразу поразила красотой. И я начал думать, как бы попасть туда и на ней работать», — вспоминает он.

Брага начал работать на «Бентосе» в 1980 году, закончил курсы гидронавтов и стал старшим помощником капитана на подводной лаборатории. На счету «Бентоса» — 106 выходов в море, 337 погружений, 5360 часов работы на глубине. По меркам тех лет «Бентос» считался инновационной подводной лодкой с прочным корпусом, их было изготовлено всего два. 

Из-за нехватки средств для поддержания лаборатории уцелевший «Бентос» продали в частные руки, но он так и остался в Инкермане на плаву. Позже судно чуть было не попало под распил и утилизацию, а после, когда его уже выкупил предприниматель Виктор Ковалев, и вовсе оказалось под водой, где пролежало около четырех лет.

«Было несанкционированное проникновение — люди открутили заглушки из цветного металла, и «Бентос» затонул. Виктору Ковалеву пришлось потратить немало денег, чтобы ее поднять. Фактически квартиры она ему стоила», — говорит Брага.

Так у Юрия Браги, гидронавта Евгения Виноградова и Виктора Ковалева и возникла идея создать специальный клуб гидронавтики и превратить подводную лабораторию в музей, чтобы спасти «Бентос».

Музей в подводной лаборатории

И вот наконец мы с Виктором Ковалевым и Юрием Брагой у «Бентоса». За четыре года под водой судно успело почти полностью заржаветь, но Ковалев уверен: его быстро можно почистить и придать «товарный вид».

«Вот мы ходили по прочному корпусу — это три сантиметра — лобовая броня танка, специальный сплав. Он там прокоррозил немного, его почистить и покрасить. Легкий корпус надо восстановить, подводная часть в хорошем состоянии. Внутри тоже — очистка и покраска. Этих денег может хватить, чтобы он уже белый, чистый, со светом внутри стоял на берегу», — говорит Ковалев.

Пока владелец готовит судно, Брага разработал условные маршруты для туристов на чертежах «Бентоса». По замыслу, посетители будут виртуально погружаться в воду, чтобы прочувствовать все, что испытывают гидронавты.

«Я красными линиями указал путь для экскурсий, тут будет дверь прорезана, чтобы люди могли проходить. Вот они будут знакомиться с водолазным отсеком. Там, где была расположена батарея аккумуляторная, у нас будет тренажер «Батискаф», который будет имитировать виртуальное погружение под воду: люди будут садиться в специальные кресла, будет слышно шипение воздуха, звуковые эффекты процесса погружения, а установленные экраны будут давать ощущение, что они смотрят в иллюминаторы и видят подводную среду», — рассказывает Виктор.

Кроме самого «Бентоса», который станет главным экспонатом, в музее будут установлены аппараты «Омар», «Тетис», «АС-10», «Север-2», экспедиционная парусная шхуна «Новая», которая когда-то была зверобойным судном. Музеем станет и территория штольни там же, на набережной в Балаклаве, площадью 1700 м2, а в море на небольшой глубине устроят подводный музей. Но это уже вторым этапом. Сейчас, говорит Юрий Брага, главное — установить «Бентос» и подготовить его к посещению.

Музей будет создаваться Севастопольским городским отделением Русского географического общества на средства президентского гранта размером почти 9 млн рублей. Открытие запланировано на конец этого года.

«Основная цель создания музея — просветительская. С одной стороны, сама по себе гидронавтика — малоизвестное направление деятельности, прикоснуться к которому представляет самостоятельный интерес, с другой — развитие гидронавтики — это славная страница в истории Севастополя», — рассказала председатель Севастопольского городского отделения РГО Елена Воскресенская.

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости партнеров