Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

Национальный алтайский Новый год встретили в нацпарке на высоте 2 тыс. м

КОШ-АГАЧ /Республика Алтай/, 21 февраля. /Корр. ТАСС Ксения Шубина/. Новый год по национальным традициям алтайцев — Чага байрам, что в переводе означает «Праздник белого месяца» и символизирует переход к весне — отметили в среду в Сайлюгемском национальном парке в Республике Алтай. Местные жители и гости нацпарка встретили новый год религиозными обрядами, национальными спортивными состязаниями и массовым катанием с горки, передает корреспондент ТАСС.

Праздник по созвездию

Чага байрам по времени празднования схож с Новым годом по восточному календарю, но это праздник, распространенный среди коренного населения в Горном Алтае. В отдаленном Кош-Агачском районе, где распложен нацпарк, эту традицию соблюдают из года в год. Для коренных алтайцев, рассказала ТАСС специалист по экопросвещению нацпарка, хранительница местных традиций Мая Ерленбаева, Чага байрам — священный праздник, символ перехода от зимы к весне и теплу, время, когда нужно оставить недобрые мысли и воспоминания, попросить прощения за грехи и помощи в делах у духов Алтая.

«Чага байрам может праздноваться две недели, на растущую луну — он не имеет четкой даты, и его вычисляют ежегодно по лунному календарю. Алтайцы Чага байрам определяют по созвездию Укер, или скоплению Плеяд. Это созвездие было чрезвычайно важным в жизни кочевников, так как выполняло функции календаря, разделяющего годовой круг на дни и месяцы», — рассказала Ерленбаева.

Площадкой для празднования Чага байрама стало урочище Чаган Бургазы в распадке среди гор в 40 км от границы с Монголией, на высоте 2 тыс. м над уровнем моря. Несмотря на 20-градусный мороз, на праздник собрались несколько сотен человек. Среди них экологи, инспекторы и другие сотрудники нацпарка, а также коренные жители Алтая, чабаны с окрестных стоянок вместе с маленькими детьми, жители отдаленных сел и районного центра, поселка Кош-Агач. Многие пришедшие, особенно женщины, были одеты в национальные костюмы — высокие меховые шапки, расшитые по кайме бисером, яркие вышитые платья или халаты.

«Местные с большим удовольствием участвуют — они редко выбираются со своих стоянок, где живут пастухи-чабаны и дальних сел. Мы привозим артистов, организуем доступ к культуре, и, таким образом, наши сотрудники помогают сохранять местные традиции», — рассказала ТАСС заместитель директора ФГБУ «Национальны парк «Сайлюгемский» по экологическому просвещению, туризму и рекреационной деятельности Валентина Семенченко.

Такие праздники, по ее словам, привлекают и туристов. Вместе с алтайцами в нацпарке Чага байрам встретили десятки приезжих, которые не только смотрели на местные традиции, но и активно приобретали алтайские сувениры.

Благодарность алтайским богам

Праздновать начали на восходе Солнца. Традиционно сначала алтайцы повязывают на ветки деревьев далама — белые жертвенные ленты, которыми почитают духов. Затем следует обряд поклонения очагу. Его в нацпарке провел местный житель Василий Оргунов, хорошо знакомый с обрядовой техникой, его называют хранителем традиций.

«Меня научил проводить обряды дед-охотник. Самое священное — это огонь, он охранник, он защитник. Мы не бросаем в огонь мусор, не сжигаем в нем бумагу. Во время обряда Чага байрам ты благодаришь духов гор, духов рек — всех надо умастить, ведь наша вера — многобожие, язычество, так что, многим нужно сказать «спасибо», — рассказал ТАСС Оргунов.

В обряде поклонения огню приняли участие все собравшиеся. Оргунов на алтайском языке вознес благодарности богам, подливая в очаг молоко. После этого собравшиеся взяли из общей чаши специально приготовленные лакомства — овечий сыр, толкан (мелко размолотое зерно), куски мяса и лепешек и, загадывая желания, бросили их в огонь как подношения.

«Желать надо здоровья, благополучия и долголетия — если желаешь долголетия, нужно проговаривать, сколько лет ты хочешь прожить», — объяснили участники обряда.

По словам Ерленбаевой, наступивший год собаки у алтайцев считается особо благожелательным, так как собака — друг и защитник, который живет с человеком от рождения до смерти. Есть и традиции, связанные с собаками, которые некоторые в отдаленных территориях Горного Алтая еще соблюдают. К примеру, новорожденного ребенка не сразу кладут в колыбель — сначала в ней трижды укачивают щенка.

Спортивный Чага байрам

Чага байрам — это не только обряды, но и национальные спортивные состязания. Участвуют в них как местные жители, так и гости. Одна из любимых алтайцами игр называется камчы — участники состязания выбивают плеткой на время деревянные брусочки, установленные на земле.

«Раньше вместо них использовали большие позвонки коровы, сейчас заменили на деревяшки. Но суть та же — побеждает тот, кто быстрее ударами плети собьет все 12 штук», — рассказала Ерленбаева.

Другое популярное у алтайцев состязание — борьба на поясах или куреш. На участников повязывают красный и синий пояса, а во время борьбы нужно свалить противника на землю, держась только за этот пояс — использовать другие приемы нельзя. Чабаны повязали пояса прямо поверх теплых курток и под контролем судьи начали меряться силой. Посмотреть на них собрались все участники праздника — куреш считается самым зрелищным и азартным алтайским видом спорта.

Были на празднике и более привычные для городских жителей соревнования — перетягивание каната и армрестлинг. Завершились соревнования еще одним обрядом — катания с горки. Местные говорят, что эта традиция сродни славянским прыжкам через костер или купанию в ледяной воде.

Завершился праздник концертом с национальными песнями и угощением. В XXI веке на столе рядом с национальными блюдами: высушенным соленым сыром и супом кочевников — наваристым бульоном с крупой, соседствует совсем не алтайский салат оливье. Но, от этого, говорят собравшиеся, праздник хуже не становится.

Источник: ТАСС

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости партнеров