На родине «Тихого Дона» не бывает случайных туристов

На родине "Тихого Дона" не бывает случайных туристов

Вид на реку Дон с Лебяжьего Яра — одного из любимых мест Михаила Шолохова

Государственный музей-заповедник Михаила Шолохова на Верхнем Дону находится на территории сразу четырех районов Ростовской области. Однако сюда не доходит шум больших городов и федеральных трасс. Чтобы заехать в музей, направляясь, скажем, на Черноморское побережье, нужно сделать приличный крюк. Сотрудники видят в такой изолированности только плюсы: здесь нет праздных посетителей и сохранена особая атмосфера красивых и величественных мест — тех, которые навсегда запечатлены в великом романе.

Роман под открытым небом

Когда говорят о родине Шолохова, чаще всего имеют в виду станицу Вешенскую. И в музей-заповедник едут именно в саму станицу. Однако ею территория заповедника не ограничивается.

Примерно на 120-м километре автодороги, ведущей в Вешенскую из ближайшего города Миллерово, на высоком кургане стоит бронзовая скульптура конного казака — это памятник казакам Тихого Дона, который в народе прозвали памятником Григорию Мелехову. В музее-заповеднике рассказывают, что изначально авторы скульптуры планировали установить здесь фигуру всадника в буденовке, однако это совершенно не вязалось с образом казака. Буденовку заменили фуражкой, и казак действительно стал походить на Григория Мелехова из «Тихого Дона».

Вправо от памятника идет дорога к хутору Кружилинскому, где родился будущий нобелевский лауреат Михаил Шолохов. Дом, где он провел первые годы жизни, сегодня является музейным объектом и открыт для посещения.

В 40 километрах от Вешенской находится станица Каргинская (до 1918 года — хутор Каргин — прим. ТАСС), в которой семья Шолоховых жила до 1926 года и где молодой писатель создал большую часть «Донских рассказов». А сам Каргин — своего рода прототип хутора Татарского в романе «Тихий Дон». 

«Здесь все улицы расположены именно так, как они описаны Шолоховым, а многие жители выведены под собственными именами. И конечно, каргинская мельница легла в основу описания мельницы купца Мохова в «Тихом Доне», — рассказывает заведующая информационным отделом Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Ольга Бахтиярова.

Недавно мельничное подворье в Каргинской отреставрировали. Рядом с самой мельницей восстановили гостиницу и синематограф «Идеалъ» — первый на Верхнем Дону. «Купец Каргин построил его в 1910 году, чтобы привлечь больше завозчиков (люди, привозящие зерно на мельницу для помола — прим. ТАСС). Народ валил сюда — и чтобы муку смолоть, и чтобы в кино сходить», — поясняет Бахтиярова. Сейчас в синематографе представлены экспонаты, которые рассказывают про историю экранизации произведений Шолохова.

В общей сложности территория музея-заповедника — около 40 тысяч гектаров, на которых расположено 26 музейных объектов. 20 из них — памятники истории и культуры федерального значения.

«Фактически это места, описанные в «Тихом Доне». И сегодня сама концепция музея, которая называется «роман под открытым небом», заключается в том, чтобы показывать туристам экспозицию с привязкой к событиям этого романа и других произведений Шолохова, тем более что многие места описаны им под своими именами или очень узнаваемы», — говорит Бахтиярова.

Сотрудники музея разработали специальный «литературный» маршрут, по которому туристы могут пройти, словно путешествуя по страницам романа. «Это довольно большая площадь, там не везде есть асфальтированные дороги, но для многих именно такие маршруты особенно интересны. И конечно, живой иллюстрацией «Тихого Дона» служат наши этнографические праздники, на которых гости могут полностью погрузиться в атмосферу жизни донских казаков», — добавляет она.

Полное погружение

Этнографические праздники в музее-заповеднике Шолохова включены в «Национальный календарь событий» Ростуризма. Весной здесь проводят казачьи шермиции (традиционные состязания казаков — прим. ТАСС) «Конь казаку всего дороже» и фестиваль «Шолоховская весна», на который съезжаются десятки тысяч туристов со всей страны.

В хуторе Кружилинский в начале сентября устраивают «Кружилинские толоки», посвященные старинной казачьей традиции всем миром помогать кому-то из соседей, например семье казака, которого забрали в армию.

«Чаще всего помощь требовалась во время сенокоса или уборки урожая. Вот и в прошлом году на «Кружилинских толоках» жали пшеницу серпами, молотили цепами и мололи жерновами. А потом еще убирали арбузы и варили нардек — арбузный мед. В этом году главной темой толок стала «Свадьба в Кружилине» — гостей знакомили со свадебными обрядами, а заодно учили носить воду в ведрах на коромысле, пилить дрова ручной пилой, гладить рубелем», ؘ— рассказывает Ольга Бахтиярова.

Ближе к празднику Покрова (14 октября — прим. ТАСС) в станице Каргинской организуют ярмарку — на мельничном подворье открываются мануфактурные, бакалейные и скобяные лавки, гостям предлагают блюда казачьей кухни и чай на степных травах. А рядом с торговыми рядами идет веселье: катание на качелях, построенных по старинным чертежам, выступление цирковых артистов, игры и мастер-классы для взрослых и детей.

«Из года в год меняется тематика этих мероприятий, мы не повторяемся и стараемся, чтобы для наших посетителей эти события были полным погружением в традиции Донского края, в быт казаков начала XX века. В этом году у нас появилось больше интерактивных площадок, например, во время «Шолоховской весны» мы открыли «фотоателье», в котором можно было сделать старинное фото в казачьих костюмах», — рассказывает директор музея-заповедника Ольга Анистратенко.

По ее словам, в этом году только Каргинскую ярмарку посетили более 4 тысяч человек, еще 3,5 тысячи собрались на «Кружилинские толоки». Всего же за год музей-заповедник посещают 100–110 тысяч человек. Учитывая удаленность Вешенской от больших городов (более 340 километров от Ростова, примерно столько же от Волгограда), это совсем неплохой показатель, считают в заповеднике.

«Конечно, с одной стороны, это сложная для нас история — добираться к нам долго. Но зато если уж люди к нам приезжают, они имеют возможность на несколько дней погрузиться в нашу особенную атмосферу, насладиться чистым воздухом, природой, которую не увидишь вблизи больших городов. В этом отдаленном уголке мы стараемся сохранить эту нашу аутентичность», — говорит Анистратенко.

Сейчас в музее-заповеднике определяют оптимальное ежегодное количество туристов. «Безмерно увеличивать турпоток нельзя. Много туристов — это хорошо, но главная задача музея — это все-таки сохранять, а потом уже популяризировать культурное наследие и памятники природы. Сейчас мы по рекомендации Министерства культуры рассчитываем тот оптимальный туристический поток, который мы можем принять без ущерба для экологии и объектов культурного наследия», — поясняет руководитель музея-заповедника.

Вешенская вместо Переделкина

Станица Вешенская — сердце заповедника. Здесь расположена центральная усадьба, построенная на средства, выделенные Шолохову на дачу в Переделкине. Жить в Подмосковье писатель не захотел и просил использовать деньги на строительство дома на Дону. «Разрешение дали. А вот денег не хватило, и Шолохову пришлось брать ссуду, которую он погашал в течение 25 лет», — рассказывает экскурсовод Алла Цыцура. Усадьба — самый посещаемый объект музея, в разгар туристического сезона здесь выстраиваются очереди.

В межсезонье туристов меньше — можно не спеша бродить по комнатам, в которых жили всемирно известный писатель и его семья. Вот «секретарская» —  рабочий стол, печатная машинка, письма… «В этой комнате работал помощник Шолохова по депутатским делам (с 1937 года М.А. Шолохов был депутатом Верховного Совета СССР — прим. ТАСС), который помогал разбирать многочисленную корреспонденцию. Литературного секретаря у Михаила Александровича никогда не было, все рукописи перепечатывали только члены семьи, чаще всего — супруга Мария Петровна», — поясняет сотрудница музея.

В гостиной — шкафы с огромным количеством сувениров, которые Шолохову дарили многочисленные почитатели его таланта. А вот совсем скромный «малый» кабинет, в котором предпочитал работать писатель. Большая комната с камином, где вся семья собиралась по вечерам, хранит память о последних часах жизни писателя. На столе — календарь с обведенной черной рамкой датой: 21 февраля 1984 года, а большие настенные часы остановлены в 1:40 ночи — время смерти Шолохова.

Есть в центральной усадьбе и специальные тематические залы. Один из них, например, посвящен общему увлечению Михаила Александровича и его супруги — охоте и рыбалке. Здесь же на стене — целая коллекция спичек, всего около 70 коробок. «Шолохов курил всю жизнь (в семье даже была поговорка: «Шолохов может все, кроме того, чтобы бросить курить»), но зажигалки не любил, поэтому спички приобретал регулярно, в том числе в многочисленных поездках за границу. В результате собралась коллекция, по которой можно изучать географию зарубежных поездок писателя», — рассказывает Алла Цыцура.

В этом году на центральной усадьбе в Вешенской начались реставрационные работы. «Мы завершили реставрацию гаража, подходит к завершению флигель, и на следующий год после «Шолоховской весны» при благоприятных условиях финансирования планируем закрыть усадьбу до 2020 года на комплексную реставрацию», — говорит руководитель музея-заповедника. Открыть обновленный объект планируют к 115-й годовщине М.А. Шолохова (в 2020 году — прим. ТАСС).

Кто написал «Тихий Дон»?

Один из самых распространенных вопросов, который туристы задают сотрудникам музея-заповедника, касается авторства всемирно известного романа. Однако у самих жителей Вешенской, похоже, нет сомнений в том, что «Тихий Дон» написал именно Михаил Шолохов.

«Понимаете, люди, которые сомневаются, они просто не бывали здесь. Дело в том, что сама культура, менталитет тех мест, где жил Крюков (Федор Крюков, которому ряд исследователей приписывают авторство первоначального текста романа, впоследствии якобы использованного Шолоховым — прим. ТАСС), очень сильно отличаются от здешних. Различия — в мелочах, и человек нездешний их просто не заметит. Но мы это видим — отличается речь, отношение к каким-то событиям, нравы», — объясняет Ольга Бахтиярова.

Особое отношение у местных жителей и к экранизациям романа. Последнюю, снятую режиссером Сергеем Урсуляком, в целом одобряют, но некоторые эпизоды считают «слегка недостоверными».

«Не было у казаков таких обшарпанных куреней (домов — прим. ТАСС), как в фильме! Да, жили по-разному, и богатые были, и победней. Но у самой бедной семьи всегда был чистый выбеленный курень и забор, пусть даже обычный плетень, ровный, не заваленный», — говорит одна из жительниц Вешенской.

В станице и сейчас сложно найти неухоженный дом. Зато много таких, которые не всегда отличишь от музейных объектов — печные трубы необычной формы, резные наличники на окнах, а кое-где и плетеный, как в начале прошлого века, забор. История и современность не просто переплелись — слились воедино.

Музей идет к посетителям

Познакомиться с экспозициями шолоховского музея можно не только на родине писателя — выставки регулярно проводятся в самых разных городах России и за рубежом. Их география обширна: Китай, Европа, Индия. Из индийского Нью-Дели экспозиция «Мир Шолохова» вернулась совсем недавно. Менее чем за неделю ее посетили свыше тысячи человек.

«Это были не только студенты и представители русскоговорящего сообщества, живущие в Индии, но и просто местные жители. Это было удивительно — оказалось, что они знают и любят и «Тихий Дон», и особенно «Судьбу человека», — делится впечатлениями Ольга Анистратенко. — Учитывая такой большой интерес, мы сейчас размышляем о том, чтобы продолжить эту историю и, возможно, провести выставки в других индийских городах, где есть российские центры науки и культуры», —  добавляет она.

Группы иностранных туристов регулярно приезжают и в сам заповедник, в книгах отзывов есть записи на английском, немецком и даже китайском языках. «Они прекрасно знают, кто такой Шолохов, особенно люди более старшего поколения, которые привыкли читать», — утверждает экскурсовод музея.

Большая выставка, посвященная жизни и творчеству Шолохова, откроется в Ростове-на-Дону в следующем году, когда Ростовская область будет принимать чемпионат мира по футболу. Два года назад в самом центре города был открыт «Шолохов-центр» — выставочно-просветительская площадка, которая также вошла в структуру музея-заповедника. В самой Вешенской тоже готовятся принимать гостей ЧМ-2018, однако большого роста турпотока не ждут — опять же из-за удаленности от Ростова.

«Самим гостям чемпионата, особенно иностранцам, довольно сложно будет сориентироваться и доехать до нас, разве что будут организованы какие-то специальные туры. Но мы в любом случае готовы всех и принять, и рассказать всему миру о великом писателе», — заключила директор музея-заповедника.

Источник: ТАСС

 

Выбор читателей:

Новости СМИ2

Загрузка...

Популярное

   

Новости СМИ2